Власть и общество: нет совпадения интересов

15 декабря 2019 8:00
Власть и общество: нет совпадения интересов
Депутат Государственной думы Сергей Пантелеев (фракция КПРФ)

В России существуют две экономики, два полюса, две страны, заявил с трибуны Государственной думы депутат фракции КПРФ Сергей Пантелеев. 

Цель государства во всем мире – повышение уровня жизни народа, укрепление его безопасности и благополучия, а это достигается путем развития экономики, повышения потребительского спроса и, как следствие, экономического роста. При этом население, бизнес должны понимать и принимать цели, механизмы и условия их достижения. 

По опросам предпринимателей об ожиданиях в бизнес-климате, а в опросе участвовало более 400 компаний из 65 городов России, 42процента считают, что экономическая ситуация в стране за последние годы ухудшилась. Еще почти столько же не заметили изменений, а значит, и не увидели условий для роста. Индекс производственной активности в обрабатывающих отраслях российской промышленности упал до десятилетнего минимума. 

Во многом непонятно открытие экономики для проникновения иностранного менеджмента практически во всех стратегических отраслях: «Роснефть», «Газпром», крупные торговые сети, Центральный банк. Попытка фракции КПРФ разобраться с состоянием дел и передачей управления иностранцам, например, в стратегически важной для России алюминиевой промышленности обернулась иском Дерипаски к Геннадию Андреевичу Зюганову, но не стала разбирательством по существу. Непонятен либеральный подход к выводу активов и капитала из страны, нежелание финансировать свою промышленность, производство, организовывать спрос. Все это стало причиной нынешнего упадка экономики. За последние 20 лет Россия увеличила экспорт вдвое, а импорт – в семь раз. Принцип начала либеральных реформ до сих пор в действии. Его суть: главное – деньги, а остальное все купим. 

Сегодня у нас как бы две экономики, два полюса, две страны. Согласно результатам социологического исследования, 72 процента участников опросов не видят совпадения интересов власти и общества. Во внешней экономике, где все очень даже вроде неплохо, все течет, все растет, – нефть, газ, металл, лес, финансовые рынки, банковская сфера, – создан финансовый суперлиберальный капитализм, когда товарные рынки не очень интересны, главное – финансовые. В этих условиях не стоит удивляться тому, что при падении производства, стагнации экономики ежегодная прибыль банков в России составляет триллион рублей. 

У нас владельцы внешней экономики резко отличаются от всех остальных сограждан образом и уровнем жизни. По данным «Форбс», в 2018 году в общей сложности 300 человек из 25 крупных компаний, считающихся «национальным достоянием», получили 54,5 миллиарда рублей. О таких бюджетах ряд наших регионов может только мечтать. За 2018 год число долларовых миллионеров в нашей стране выросло на 5,7 процента. В руках 10 самых обеспеченных россиян сосредоточено более 83 процентов всего личного благосостояния в стране, в США – 76. Догнали и перегнали Америку, сбылась мечта, но только не в экономике, а в личных состояниях миллионеров. И есть внутренняя экономика (я сказал выше о ее плачевном состоянии и стагнации), так называемый «рост» ВВП в 1–1,5 процента в год не способен обеспечить достойную жизнь граждан. 

Как же живут на этом полюсе? По данным Росстата, граждан, имеющих доходы ниже или на уровне прожиточного минимума, в первом квартале 2019 года было 20,9 миллиона человек, во втором их стало 18,6 миллиона.

Если Росстат еще очень постарается, то мы скоро победим бедность. По данным того же Росстата, более 15 процентов россиян работают только на еду, порядка 49 – только на еду и на недорогую одежду, 32 процента могут позволить еду, одежду и даже телевизор и холодильник, но не автомобиль или жилье. Итого более 90 процентов наших граждан не могут достойно жить, иметь уверенность и перспективы в будущем. 

У нас широко входят в обиход понятия «ловушка бедности», «наследственная бедность», «сословия», «пролетариат». Кстати, я являюсь представителем этого пролетариата и горжусь этим. И давайте не возбуждаться от этих слов, а лучше помнить историю, иначе она сама о себе напомнит. 

В России сегодня действует 300 различных мер социальной поддержки населения, но социальными выплатами проблему бедности не решить, надо дать трудоспособным людям возможность хорошо зарабатывать. А у нас нагрузка на фонд оплаты труда в 2,3 раза выше среднемировой, и мы ждем достойную зарплату. 

По данным РАНХиГС, растет число новых бедных среди молодых, активных, работающих людей. На фоне этих полюсов особенно показательны слова министра Орешкина, что ради светлого будущего нужно жертвовать настоящим. Интересно, кому он адресовал эту столь глубокую мысль? Какие еще жертвы нужны? И что же глас народа? Опросы Левада-центра показывают, какие проблемы волнуют больше всего граждан: это рост цен, бедность, обнищание, резкое расслоение, кризис в экономике. К сожалению, ясных, конкретных ответов на эти запросы народа у правительства нет. Да и бюджет на ближайшие три года ничего принципиально не меняет, в лучшем случае сохраняет экономику, бедность на том же уровне. Что касается бюджета в целом, позиция фракции четко и аргументированно высказана в статье Г.А. Зюганова «Проект бюджета: саботаж посланий президента». 

Есть нацпроекты, но это цели не про рост пшеницы, а про раздачу хлеба. Чтобы выросла пшеница, надо экономику, промышленность, производство развивать, для чего должна быть разработана экономическая стратегия со сроками реализации, ресурсами, ответственными за выполнение поставленных задач. Но вот уже 1,5 года никак не могут найти технологию решений, что доказывает представленный Минэкомразвития прогноз социально-экономического развития на три года и прослеживается в заявлениях все того же министра Орешкина как представителя этой власти. А властям деньги не нужны, они мечтают об импорте грамотных управленческих решений. К сожалению, есть предчувствие, что нацпроекты повторят судьбу почившей в бозе концепции развития России до 2020 года с теми же целями.

Сегодня страны вступают в конкуренцию не столько в части природных, человеческих ресурсов, дешевизны труда, сколько в сфере государственного управления, его качества и эффективности. В кризисы, когда требуются прорывные шаги, роль организаторов, профессиональных управленцев выходит на первый план. А у нас с этим проблемы. 
Господа, услышьте не только себя! Не хотите взять за основу сталинскую индустриализацию, опыт Китая, тогда вспомните работу правительства Примакова, Маслюкова. Они, вопреки крикам либералов, сумели оттащить страну от пропасти после дефолта 1998 года всего за несколько месяцев и обеспечить двухзначный экономический рост, не имея даже близко таких возможностей, какие есть сегодня. Присмотритесь к опыту работы объединения «Мясокомбинат «Звениговский», Совхоза имени Ленина, губернатора Левченко, присмотритесь к образцовой организации труда вместо поисков «черной кошки».

По всем перечисленным направлениям фракция КПРФ внесла законопроекты. Это предложения и о недрах, и о стратегическом планировании, и о бюджете, и об образовании для всех, и о трудоустройстве молодежи, и о росте минимального размера оплаты труда, и о прожиточном минимуме наряду с пересмотром потребительской корзины, и о прогрессивном подоходном налоге и необлагаемой базе до уровня прожиточного минимума. Пока наши проекты не приняты, но мы снова будем их вносить. Прошу прислушаться и поддержать. 

Завершу выступление несколько перефразированным изречением древнегреческого философа: «Не пренебрегая позицией, они первые замечают твои погрешности, а значит, при своевременном реагировании, есть шанс их исправить...»

Последние подробности

Прямой эфир
22:20
Дискуссионный клуб «Хук слева» (16+)