Закон о неуважении властями народа. Статья Дмитрия Аграновского

30 марта 2019 8:00
Закон о неуважении властями народа. Статья Дмитрия Аграновского
Дмитрий Аграновский

Не просто уважение, а почтительное отношение к народу является краеугольным камнем политической культуры и основой демократии, считает адвокат, ведущий программы «Точка зрения» Дмитрий Аграновский.

Несколько дней уже в Интернете обсуждают высказывание депутата Государственной думы от «Единой России» Александра Максимова, сделанное им во время дискуссии по законопроекту о запрете дорогих автомобилей для чиновников.

Вот что сказал Александр Александрович: «Давайте задумаемся вот о чем. А кого у нас всегда на Руси наш с вами русский народ традиционно не любит? Традиционно, исконно, с лютой ненавистью – людей богатых и людей умных и образованных. Вы знаете, нередко, когда мы с этой трибуны поднимаем такие вопросы, мы невольно идем на поводу развития вот этих отрицательных качеств. Если человек состоялся, если он неординарен, он имеет право на все эти блага». Цитата моментально разошлась по Интернету, вызвала бурю эмоций, стала вирусным роликом и несколько дней была хитом большинства соцсетей.

Справедливости ради, в большинстве случаев цитировали только этот отрывок, без продолжения, которое тоже важно: «Чем гордятся у нас, за рубежом школа, колледж, институт, даже детский садик? Это людьми, которые сделали сами себя, которые смогли добиться в этой жизни определенных высот, не важно каких, которые выделились из общей среды, и они становятся маяками, потому что именно они двигатели прогресса, они делают все это. Безусловно, чванство, неуважение своих избирателей, своих жителей, нелюбовь к городу, они произрастают из этого же самого. Нужно говорить о культуре, о воспитании, воспитании чиновников. Нельзя регламентировать все: автомобили, туалетную бумагу, парфюм, кофе, чайные принадлежности. Нужно говорить о воспитании человека».

Вот о культуре и воспитании хотелось бы поговорить. Оставим пока в стороне людей, «которые сделали сами себя». Вот так сам, а не родители, учителя, культура, страна. И насколько вообще это «двигатели прогресса», а не наоборот? Разве Гагарин, Королев, Чкалов гордились тем, что «сделали сами себя»? Да они страной гордились – тем, что представляют такой народ! Ну ладно, соотношение между эгоизмом и героизмом не тема данной статьи.

В любом случае, на мой взгляд, надо быть всегда очень осторожным с обобщениями, особенно когда они касаются такой поистине глобальной величины, как народ. Я, например, считаю себя плоть от плоти, частью народа, но никогда бы не рискнул говорить, кого народ любит, а кого нет, и уж тем более, насколько это заслуженно. В политической культуре развитых демократий, которые по некоторому совпадению почти все являются и производителями наиболее качественных материальных благ, народ – это некое высшее и непогрешимое начало. Именем народа выносятся решения власти, да и источником любой власти, в том числе и по нашей Конституции, является народ.

Народ является олицетворением страны, государства, носителем ее истории, ее движущей силой. Некоторые остряки даже любят отделять народ, который всегда прав, от населения, которое просто живет-поживает, а иногда выживает, в зависимости от обстоятельств.

Согласитесь, когда мы произносим слово «народ», представляется совсем не некое элитарное меньшинство, пусть даже и выдающееся, являющееся тоже составной, хотя и меньшей частью народа, а то, что в литературе называется «простой народ» – не богатые, не знаменитые, не элитарные, а те, на ком в самом прямом смысле держится мир. Те, кто работает на заводах, в больницах, в школах, в магазинах, водит автомобили, а в войну – сидит в окопах на передовой, тонет в болотах, поднимается в атаку, стоит на приставных табуреточках у станка в 13–14 лет в тылу, водружает Знамя Победы над Рейхстагом.

Приведу две цитаты писателей, разделенных почти столетием. Первая: «Подумайте-ка, никому еще не пришло в голову, что мы сильнее всех, богаче всех, веселее всех: дома городов, мебель домов, одежду людей, хлеб, печатную книгу, машины, инструменты, утварь, оружие, корабли, пушки, сосиски, пиво, кандалы, паровозы, вагоны, железнодорожные рельсы – делаем мы, и никто другой. Стоит нам опустить руки – и вещи исчезнут, станут антикварной редкостью» – это из очень популярной в 20-х годах прошлого века книги «Месс-Менд» Мариэтты Шагинян. И вторая: «Мы вам готовим еду, выносим за вами мусор, обслуживаем телефоны, водим машины скорой помощи, охраняем ваш сон. Не надо злить нас» – это из книги «Бойцовский клуб» американского писателя Чака Паланика.

Человечество прошло очень непростую историю, особенно в XX веке, к чему, как говорится, в полный рост, приложила руку и наша страна, и в результате в современной политической культуре народ – священное понятие. Народ всегда прав, и если уж он кого-то не любит, то стоит крепко призадуматься: а так ли уж это незаслуженно и не стоит ли что-то тут исправить? Особенно если народ не любит «богатых, умных и образованных». С богатыми более-менее понятно, богатство или есть, или нет, с образованием сложнее: оно бывает хорошим, а бывает не очень, есть же поговорка, что «многознание не научает уму». А с умом как раз сложнее всего. Если кого-то народ не любит, то всегда ли это от большого ума объекта нелюбви? Я бы не сказал, по моим наблюдениям, часто бывает совсем наоборот. А уж если народ кого-то не любит «традиционно, исконно, с лютой ненавистью» – так тут точно есть над чем призадуматься и, как говорил сатирик Жванецкий, в консерватории что-то поправить. Да и вспомнить исторический опыт, к чему приводило такое противоречие не только в русской, но и в мировой истории между народом и «богатыми, умными, образованными».

Можно было бы долго разбираться, так ли уж одинаково наш народ не любит, безусловно, богатых, образованных и умных Стива Джобса и Билла Гейтса, как некоторых наших сограждан, оказавшихся в нужное время в нужном месте при приватизации в начале 90-х. Так ли уж одинаково отношение в народе к совершенно небедному Алексею Толстому или утонченному и тоже совсем небедному Александру Вертинскому, выступавшему со своими романсами перед бойцами на фронте и, к примеру, к некоторым деятелям нынешней эстрады, выставляющим напоказ как свои сомнительные формы, так и сомнительное, порой вопиющее богатство.

Более того, если посмотреть на абсолютное большинство умных и образованных людей, а уже тем более выдающихся и великих – как в нашей стране, так и за рубежом, – мы увидим, что все они в быту очень скромны, а в общении с людьми доброжелательны. Да, наш народ в большинстве своем живет совсем не так богато, как нам бы хотелось, живет довольно трудной жизнью, в которой не всегда сейчас есть возможность получить отличное образование и занять высокое место в обществе. Многие живут трудно, многие живут бедно. Но стоит за это упрекать и возвышаться над ними? Насколько это разумно и насколько есть такое моральное право у «богатых, умных и образованных»? Мы помним, как происходило перераспределение общих благ в нашей стране в 90-е годы, поэтому, говоря о том, что народ после всего этого кого-то не любит, надо быть очень осторожным. Особенно сейчас, когда мы переживаем непростые времена, и необходимость в народном единстве – совсем не пустой звук.

Посмотрите, в странах, которые мы до недавнего времени называли развитыми, давно уже принято очень аккуратно обращаться со словами, и самый страшный сон любого политика – попасть в группу, которую народ не любит, а тем более ненавидит. Политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса всеми силами стараются понравиться народу, а иначе их карьера рухнет в одночасье, чему есть множество примеров. Не просто уважение, а почтительное отношение к народу – краеугольный камень сегодняшней политической культуры, основа демократии.

Можно ли представить какое-то уничижительное высказывание о народе, например, у столь разных общественных деятелей, как Жорес Алферов, Иосиф Кобзон, Владимир Путин или Дмитрий Лихачев? А на нас в последнее время обрушился какой-то словесный камнепад – причем от людей, чьи выдающиеся таланты и заслуги для нас предмет очень большой дискуссии.

Я полностью согласен с Александром Александровичем: нельзя регламентировать все. Культура должна быть внутренней. Скромнее надо быть – в одежде, машинах, богатстве, высказываниях. Удалось кому-то чего-то добиться в рамках закона, стать богатым и знаменитым – так будьте скромнее! Но и некоторая регламентация все-таки нужна, хотя бы, как говорят юристы, по аналогии: не так давно принят закон о противодействии неуважению к власти. А как насчет защиты народа от неуважения? Давайте будем последовательны и защитим от неуважительных высказываний источник и носителя власти в стране – народ.

Во все времена, всегда Россия, в том числе «богатые, образованные, умные», спасалась своим народом – во времена Минина и Пожарского, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны.

Нужно наконец-то научиться отдавать должное тем людям, которые всех кормят, на которых все держится! Никогда ни к чему хорошему в мировой истории возвышение над народом не приводило. Все развитые страны сделали из этого самые серьезные выводы. Пора бы и нам. Поднимайте культуру, если уж не внутреннюю, то хоть внешнюю. Следите за словами. Не надо злить народ, извините за прямоту. Хотя бы потому, что народ всегда прав.

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ

Опубликовано на mk.ru

Последние подробности

Прямой эфир
11:35
Художественный фильм «Здесь твой фронт» (12+)