Горизонты социализма. Статья Дмитрия Новикова в «Литературной России»

1 сентября 2018 8:00
Горизонты социализма. Статья Дмитрия Новикова в «Литературной России»
Заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков

Не так давно пользователи социальных сетей нашли и опубликовали очень интересный документ советского времени – диафильм «Москва в 2017 году». Создан он был в 1960 году и показывает, как больше полувека назад жители СССР видели будущее своей страны. Знакомиться с подобными артефактами ушедшей эпохи невероятно занимательно, но одновременно и очень грустно – как будто вспоминаешь нереализованные мечты своей собственной юности…

Каким же представлялось нынешнее время оттуда, из 1960 года? Человек научился управлять погодой, всю работу по дому делают умные машины-роботы. По земле мчатся высокоскоростные атомные поезда, а межзвездное пространство рассекают фотонные ракеты. Научно-технический прогресс служит миру и счастью всех людей. Лишь на далеком острове в Тихом океане скрываются последние империалисты, грезящие о возвращении своего господства. Но их коварные планы обречены на провал: жители планеты 
не хотят возвращения к эксплуатации и неравенству.

Для этих смелых прогнозов были все основания. Уже преодолел земное тяготение первый искусственный спутник, готовился к полету комический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Россия – еще недавно на 80 процентов неграмотная, аграрная страна – превратилась в индустриальную и научную державу, центр притяжения всех здоровых, прогрессивных сил земли. Это была держава, разгромившая фашизм и спасшая мир от «коричневой чумы». Это была страна дерзких мечтателей и смелых творцов. Они стремились бороться с несправедливостью во всех уголках планеты, им были чужды стяжательство и эгоизм. Вслед за героем Михаила Светлова они были готовы пойти воевать, «чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать».

Этот удивительный феномен не имел примеров в истории. За время жизни одного поколения появился новый человек. Его характерными чертами были неуемная жажда знаний и дела, готовность к самопожертвованию и подвигу, пусть даже ценой собственной жизни. В отличие от превозносимого западной философией, а затем и западной политикой сверхчеловека, переступающего через морально-нравственные ценности и буквально «идущего по головам» ради собственного благополучия, идеал советского человека не замыкался в скорлупе индивидуализма. Он был частью коллектива, большой трудовой семьи и огромной страны.

 При этом личность не растворялась в частном, человек не становился «винтиком», как это пытаются представить лукавые ниспровергатели прошлого. И индустриализация, и Великая Отечественная война, и послевоенное восстановление страны дали громадное количество примеров трудового и ратного героизма. Нужно обладать воспаленной фантазией и вместе с тем полностью потерять совесть, чтобы назвать «винтиками» Алексея Стаханова и Прасковью Ангелину, Зою Космодемьянскую и Александра Матросова, героев-молодогвардейцев, покорителей космоса.

 Ложь в отношении советских людей, к которым пытаются приклеить унизительный ярлык «совка», является бессильной злобой тех, кто не в состоянии понять – что такое подвиг и самоотверженность ради великой цели. Это ненависть пигмеев к великанам – дотянуться до них они не могут, поэтому пытаются принизить советского человека, растоптать его достижения. Подобная мышиная возня чем-то напоминает бесплодные попытки опровергнуть авторство Шолохова или Шекспира. Как же это так, – брызжет слюной обыватель, за всю свою жизнь не создавший и тысячной доли того, что сделали эти великие люди, – какие-то выходцы из низов стали авторами бессмертных произведений?! Не может этого быть! Так мы узнаем, что «автором» шекспировских пьес «на самом деле» был благородный лорд-канцлер Англии Фрэнсис Бэкон, а «Тихий Дон» за Шолохова якобы написал белогвардеец и дворянин Федор Крюков.

 За этим скрывается глубокий элитаризм, переходящий в социальный расизм. Что, кстати, весьма характерно и для идеологии антисоветизма. Большинство ненавистников социализма в душе – обыкновенные помещики, которым претит возвышение «хама» – вчерашнего мужика, сбросившего ярмо угнетения. Великая Октябрьская социалистическая революция в их глазах представляет собой «бунт черни», которая в силу своего интеллектуального и нравственного «убожества» никогда не сможет освоить законы управления государством.

 В этом-то и состоит роковая ошибка антикоммунистов. Она накладывает на их глаза плотные шоры и не дает выйти за рамки заведомо ложных посылов. Всемирно-историческая важность научного коммунизма состоит в том, что он раскрывает колоссальный потенциал народных масс, доказывает, что двигателями истории и прогресса является не одиночка-сверхчеловек и не «благородные» классы, а тысячелетиями угнетаемая армия трудящихся. Освобождение труда, социалистическое преобразование общества подобно взрыву, который разбивает оковы угнетения и унижения и тем самым открывает торный путь всестороннего прогресса. Как писал В.И. Ленин, «важно выяснить себе, как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мертвое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле только с социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни».

 Разгадка проста: коммунизм не сводит суть человеческой природы и человеческих отношений к примитивным, по своей сути, законам частной собственности, потребления и индивидуального успеха. Коммунизм дает толчок реализации огромных сил, скрытых в человеческой личности и человеческом коллективе. В этом отношении коммунистические идеи пронизаны самым радикальным гуманизмом. В них человек выступает как творец, как созидатель, свободный от отчуждения и порабощающих его иллюзий.

 Карл Маркс очень образно и очень ярко отобразил эту разницу между обществом, во главе которого стоит частная собственность и «золотой телец», и тем, где главенствуют свободный труд и солидарность: «В качестве этой извращающей силы деньги выступают затем и по отношению к индивиду и по отношению к общественным и прочим связям, претендующим на роль и значение самостоятельных сущностей. Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость.

 Так как деньги, в качестве существующего и действующего понятия стоимости, смешивают и обменивают все вещи, то они представляют собой всеобщее смешение и подмену всех вещей, следовательно, мир навыворот, смешение и подмену всех природных и человеческих качеств. Кто может купить храбрость, тот храбр, хотя бы он и был трусом…

 Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. Каждое из твоих отношений к человеку и к природе должно быть определенным, соответствующим объекту твоей воли проявлением твоей действительной индивидуальной жизни».

 Великий Октябрь не просто дал народным массам социальные и политические права – он открыл возможность проявления человеческого в человеке. Вот почему страна совершила необъяснимый с точки зрения буржуазных экономических теорий рывок в будущее, а жители 1960 года были уверены, что к 2017 году на всей планете будет построено справедливое общество, основанное на дружбе и техническом прогрессе.

 Почему же мы наблюдаем обратный процесс? Почему не прекращаются войны, почему люди продолжают умирать от голода и вполне излечимых болезней? Почему растет имущественное расслоение, а сотня богатейших людей располагает более значительным доходом, чем миллиарды других жителей? Почему вместо рачительного, научно обоснованного использования природных ресурсов мир оказался на пороге экологической катастрофы? Наконец, почему наша родная страна, служившая маяком для мира и надеждой для миллионов обездоленных людей земли, скатилась к положению «сырьевой державы» – составной части капиталистической системы в незавидной роли периферии?

 Все это – цена отказа от социалистического пути развития. За редкими исключениями мир вернулся к рыночному фундаментализму. Даже на Западе, где, как нас уверяли, построена общественная система «с человеческим лицом», социальные гарантии ликвидируются, а неравенство растет с каждым годом. Потеряв сильного антагониста в образе СССР и социалистической системы, мировой капитал счел слишком обременительным для себя поддерживать систему «государства всеобщего благосостояния».

 Такой же рыночный догматизм господствует сегодня в России. Мы видим, как в нарушение Конституции уничтожаются остатки социальных гарантий. Власть покусилась на самые слабые и незащищенные слои населения. Пожилых лишают пенсий, рост цен и тарифов на услуги ЖКХ осложняют и без того непростую жизнь российский граждан.

 Чтобы сохраниться и снова выйти на путь полнокровного развития, России нужно отказаться от капиталистического фундаментализма. Это не отвлеченное теоретическое построение – необходимость этого доказана историей. Но чтобы наш путь не сопровождался трагедиями, нужно очень тщательно проанализировать семь советских десятилетий. Нам, современным коммунистам, одинаково чужды как огульное очернение той эпохи, так и бездумное замалчивание существовавших проблем и допущенных ошибок. Советская эпоха не была легкой прогулкой, а сопровождалась решением тяжелейших задач, борьбой с внешними и внутренними врагами. Это вполне объяснимо, ведь на одной шестой части суши строилось принципиально иное общество, не имевшее аналогов в прошлом.

 К сожалению, начиная с 1950-х годов, груз проблем начал нарастать. Этому способствовала непродуманные шаги руководства во главе с Хрущевым. Среди них были и ошибки в народно-хозяйственной сфере (ликвидация личных подсобных хозяйств и кооперативного движения, ошибки в сфере государственного планирования), и грубые просчеты во внешней политике. Ликвидация культа личности Сталина, больше напоминавшая сведение личных счетов Хрущева с умершим вождем, нанесла непоправимый удар по международному коммунистическому движению и репутации советской страны в мире.

 Но самые опасные трещины пошли по идейно-мировоззренческой системе. Мещанские, потребительские настроения, загнанные в подполье при Сталине, стали цвести все более буйным цветом. На первый план выходил личный успех, стяжательские интересы. Идеологическая система вместо анализа этих симптомов и поиска эффективного лечения погрязла в формализме, лозунговом пустословии. Все это привело к постепенному разложению партийно-государственного аппарата. Многие теперь шли в Коммунистическую партию не для того, чтобы отдавать всего себя идее и Родине, а чтобы устроить карьеру. Защитные барьеры от этой нарастающей инфекции у страны слабели, что в конечном итоге привело к началу перестройки и беспощадному демонтажу советского государства.

 Окно возможностей на пути к великому светлому будущему захлопнулось. Но мы уверенны – временно! Как бы ни издевались над страной в 1990-е годы бандиты, олигархи и покрывавшая их власть, как бы ни развращало страну во многом фальшивое благополучие 2000-х, у России сохранился потенциал возрождения. Мы видим это и по миллионам людей, шагающих на День Победы в рядах Бессмертного полка, и по многолюдным митингам, которыми страна встретила преступную пенсионную реформу. Люди хотят справедливости, и пока это стремление не иссякло, у России есть будущее. Социалистическое будущее!

Дмитрий НОВИКОВ,

заместитель Председателя ЦК КПРФ,

первый заместитель председателя

Комитета Государственной Думы

по международным делам

Последние подробности

Прямой эфир
18:20
Премьера Специальный репортаж «Им так можно» (12+)