Опровергая очевидное

22 апреля 2018 8:00
Опровергая очевидное

Кубань часто называют главной житницей России. Чудесный климат, плодороднейшая земля, трудолюбивые люди. Кажется, здесь есть всё, чтобы этот край был кусочком рая на Земле. Но тогда почему местные жители уезжают из кубанских станиц? Почему оставшимся часто приходится не жить, а выживать? Ответы на эти вопросы постарался найти специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Аркадий Медведев.

Молодая семья Животовских живет в станице Привольная в Каневском районе Краснодарского края. Хозяйство обычное, как у многих здесь: дом, двор да четыре сотки земли. И если бы не эти четыре сотки, неизвестно, как бы смогли прокормиться Владимир, Александра и двое их маленьких детей.

Александра сейчас в декретном отпуске, ухаживает за двухлетним малышом. Пособие на ребенка – 150 рублей в месяц.

– Получаю эти деньги и думаю: что мне на них купить? – недоумевает молодая мама. – Несколько булок хлеба? Пару пакетов молока? Или положить на телефон, чтобы позвонить маме и пожаловаться на свою жизнь?

Месячный доход семьи – двадцать тысяч рублей. На них надо содержать детей, покупать еду и одежду, оплачивать коммунальные услуги. Всего двадцать тысяч – и это при том, что Владимир Животовский трудится на двух работах. Днем он – спортивный тренер, вечером и ночью – сторож. Охраняет то, что осталось от когда-то процветавшего рыбоводческого колхоза «Новая жизнь».

История этого хозяйства как капля воды отражает происходящее не только на Кубани, но и по всей России в последние четверть века. После развала СССР колхоз, созданный еще в 1929 году, распустили. На его месте создали агрофирму. Правда, красивое название, «Новая жизнь», оставили. И через какое-то время жизнь действительно стала новой. Точнее, ее совсем не стало. Рыбоводческая агрофирма «Новая жизнь» не работает уже несколько лет, ее бывшие сотрудники перебиваются кто чем может, многие вообще уехали с Кубани, из благодатного и богатого края, который издавна величают житницей России.

История вкратце такова. После того как в «лихие 90-е» колхоз был преобразован в агрофирму, он попал под контроль компании «Газпром Трансгаз – Кубань». Поначалу дела здесь шли неплохо. Новые владельцы вкладывали в хозяйство деньги. Обновили машинно-тракторный парк, организовали завод по переработке молока. Продукцию поставляли напрямую в Краснодар и имели с этого прибыль, за счёт которой даже подняли зарплату рабочим. Но агрофирма для газовиков – актив непрофильный. И ее продали частной компании «Руст-инвест».

После этого и начались проблемы. Как вспоминают старожилы, предприятие замучили проверками, не давали торговать произведенной продукцией. Прежние рынки сбыта в Краснодаре были потеряны. А все дело в том, что два субъекта капиталистической экономики – «Газпром Трансгаз – Кубань» и «Руст-инвест» – в ходе своей сделки не поделили деньги и имущество. Что-то не учли, не описали, не передали как полагается. Возникли разногласия, юридические споры. И тогда более сильный в лице газового холдинга начал уничтожать более слабого. И довел-таки его до банкротства. Прежний машинно-тракторный парк был частично распродан, оставшееся ржавеет теперь под открытым небом. Молочное стадо пошло под нож, рыбы в местных прудах больше нет, да и сами водоемы пересохли. А страдают от этого прежде всего простые труженики, оставшиеся без работы.

«Руст-инвест» – компания небедная. Но даже ей победа над могущественным холдингом оказалась не по зубам. Что же тогда говорить о простых кубанских крестьянах, бывших колхозниках, на землю которых зарились и зарятся жадные до чужого добра олигархи? Главное богатство Кубани – землю – они до сих пор растаскивают с неослабевающим остервенением.

Так получилось с землей бывшего колхозника «Новой жизни» Валерия Коваленко. Сегодня он на пенсии. А в прежние годы без малого сорок лет проработал главным энергетиком рыбоводческого колхоза. Строил насосные станции, линии электропередачи, поднимал в плавнях траверсы. В своем будущем был уверен, как и все его друзья и коллеги в советское время. И никак не думал, что в пожилом возрасте останется с пенсией одиннадцать тысяч рублей и невозможностью купить нужные лекарства от диабета. Выживать помогает небольшое подсобное хозяйство.

– В советское время мы здесь жили как при коммунизме, – вспоминает Валерий. – Зарплата – Получали 350–400 советских рублей. Кстати, сколько это в нынешних российских «тысячах»? Колхоз платил за воду и электричество, то есть за коммуналку.

Колхоз производил рыбу, зерно, овощи, молоко. Давал работу нескольким сотням семей. Когда задумали создать пруды, вспоминает Валерий Коваленко, заблаговременно направили молодежь получать специальности инженеров, технологов, рыбоводов. Здесь росли трудовые династии, в станицах играли шумные веселые свадьбы.

Сегодня станицы опустели. Молодежь уезжает в Краснодар, в Москву, в другие большие города. Правда, и там не все устраиваются, кто-то возвращается обратно.

Любовь Трофимчук попытала счастья в Москве – устроилась домработницей. Сейчас в станице растит маленькую дочку. Говорит, что работы здесь нет и не предвидится.

– Живем только подсобным хозяйством, огородом, – рассказывает женщина. – Я уже и не помню, когда деньги последний раз в руках держала. Только на дочурку государство копейки платит…

В колхозе «Новая жизнь» Любовь работала с 18 лет, как и ее мама. Трудилась на току, в поле, была дояркой. До последнего времени почему-то надеялась, что дела в агрофирме наладятся. Даже взяла ссуду на новый дом. Как теперь отдавать, не знает…

Пруды, в которых агрофирма когда-то выращивала рыбу, сейчас стоят пересохшие. Но нынешний директор хозяйства Ирина Колесникова считает, что возродить производство можно. Для начала хотя бы выйти на самоокупаемость, а потом дело мало-помалу пойдет.

– Мы к этому будем стремиться, главное – начать работать, – говорит руководитель. – И местные жители тоже очень этого хотят.

Прояснить ситуацию съемочная группа телеканала «Красная Линия» отправилась к заместителю главы муниципального образования Каневский район Сергею Точилкину. По его словам, местная власть возрождение «Новой жизни» всецело поддерживает. Но есть нюансы.

– Сначала мы должны получить от руководства фирмы бизнес-план, – объясняет чиновник. – Если действительно смогут производить товарную рыбу, окажем помощь и поддержку.

А вот мать двоих детей Александра Животовская из станицы Привольной в добрые помыслы местных властей, да и в успех теперешних владельцев «Новой жизни» не верит. Говорит, что главное для тех, кто у власти, – передел земли и имущества, остальное побоку, в том числе и обеспечение людей работой.

– Найти здесь работу абсолютно нереально, – считает Александра. – Если нет «мохнатой лапы», кумовства, сватовства, никуда не устроишься. Все места заняты. И везде коррупция.

Любые разговоры о борьбе с коррупцией, что во всероссийском, что в местном масштабе, женщина называет одним коротким словом: брехня.

– Коррупция как была, так и есть, – уверена Александра. – У нас в России как говорят? Рыба гниет с головы. Поэтому пусть сначала наверху, в Москве, коррупцию с головы посрубают, тогда, может быть, у нас что-то изменится.

Главная претензия Александры Животовской к московскому начальству: оно настолько «закушалось» столичными деликатесами, что давно не замечает происходящего «на земле», в жизни простых людей.

– Пусть приедут и посмотрят, в чем у нас дети ходят! – возмущается станичница. – Стадионов нет, домов культуры нет, пойти некуда, кругом развалины! И это богатая Кубань?! Господи, да какая она богатая?!

Специальный репортаж «Опровергая очевидное» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-156972.

Последние подробности

Прямой эфир
07:15
Лучшее за 10 лет Специальный репортаж «Культура всеобщего участия» (12+)