Великий князь Сергей Александрович и «Кровавое воскресенье»

4 мая 2017 19:14
Великий князь Сергей Александрович и «Кровавое воскресенье»
Картина Владимира Маковского «9 января 1905 г. на Васильевском острове». © / Public Domain

4 мая президент Путин принял участие в церемонии открытия креста в память о великом князе Сергее Александровиче в Кремле. Пятый сын императора Александра II, московский генерал-губернатор Сергей Романов был убит террористом-эсером Иваном Каляевым 4 февраля 1905 года в 65 метрах от Никольской башни Московского Кремля.

«Это преступление стало одним из предвестников драматических событий, смуты, гражданского противостояния, с которым столкнулась затем Россия», – сказал Владимир Путин на церемонии открытия.

Не входя в детали, согласимся с президентом в главном: убийство Великого князя Сергея Александровича Романова действительно стало лишь одним из предвестников последующих драматических событий в России. Ведь до него были другие предвестники. Куда более страшные, кровавые и преступные.

Напомним лишь об одном таком предвестнике. 9 января 1905 года, в «Кровавое воскресенье», полиция и правительственные войска открыли огонь по безоружному шествию питерских рабочих, направлявшихся вместе со своими семьями к Зимнему дворцу, чтобы вручить Николаю Второму петицию о рабочих нуждах.

18 января правительственные газеты сообщили об убитых и умерших от ран в количестве 130 человек.

Это были не великие князья и не члены императорской фамилии. Простые рабочие, их жены и дети. Они были невинны, безоружны и беззащитны. С убитым через несколько недель великим князем Сергеем Александровичем их объединило одно: они тоже стали жертвами политического убийства. Только не единичного, а массового убийства.

Организаторов такого преступления сегодня ждали бы международный трибунал и как минимум пожизненное лишение свободы.

Не стоит удивляться тому, что повинная во многих кровавых преступлениях династия Романовых не стала увековечивать память своих жертв. Но хотелось бы понять, почему этого не делают современные российские власти. Особенно сегодня, в год столетия Великой русской революции, когда это было бы очень уместно, правильно и политически дальновидно.

На церемонии открытия креста в память о Великом князе Сергее Александровиче президент Путин призвал «сделать все, чтобы сохранить единство и согласие нашего народа».

Цель абсолютно здравая. Спорить с этим невозможно.

Однако сохранить или хотя бы спроектировать фундамент народного единства, основанного на зрелой исторической памяти, едва ли удастся, если не вспомнить о всех жертвах политических убийств в России, происходивших сто лет назад и ранее. О жертвах Ленского расстрела и столыпинской реакции, о революционерах, замученных насмерть в царских застенках, о погибших на каторге и убитых во время подавления демонстраций.

Историческая память не терпит исключений и забвения. Помнить об одних и забывать других значит фальсифицировать историю. Вряд ли это в интересах России. И совершенно точно не даст ничего доброго для «будущего нашего народа, счастья наших людей, наших детей и внуков», о которых говорил 4 мая президент Путин в 65 метрах от Никольской башни Московского Кремля.

Редакция телеканала «Красная линия»

Последние подробности

Прямой эфир
14:45
Художественный фильм «Ревизор» (12+)