Юрий Афонин: Закон о публичной власти в регионах не должен разрушать принципы федерализма и демократии
Россия – самая большая страна в мире. В ней – 11 часовых поясов. В ней живут около 200 народов, каждый – со своим языком, историей и культурой. Учитывая все эти очевидные обстоятельства, Советская власть более ста лет назад избрала для нашей страны федеративное государственное устройство. Этот шаг позволил учесть национальные устремления народов и спасти государство от распада. А в последующие годы федеративное устройство создало условия для настоящего расцвета национальных культур народов, входящих в состав нашего государства, для развития образования, науки и искусства на национальных языках. «Цветущая сложность» нынешней России как государства и цивилизации во многом связана именно с вековым периодом развития в качестве федерации.
Однако в течение последних 20 лет в России настойчиво проводится политика «укрепления вертикали власти». Первые шаги на этом пути можно было считать оправданными: они позволили обуздать региональные сепаратизмы, выросшие в эпоху ельцинского хаоса и развала. Но уровень разумной достаточности в политике «укрепления вертикали» уже давно превышен. В течение 20 лет у регионов становится все меньше реальной власти, и, что не менее существенно, все меньше финансовых средств для реализации своих властных полномочий. Большая часть регионов погружена в долговую яму и стоит перед федеральным центром с протянутой рукой.
Очевидно, что в этих условиях надо не сокращать, а расширять полномочия регионов, перераспределять в их пользу налоговые доходы, расширять выборность власти населением на региональном и муниципальном уровнях, отменять нелепый «муниципальный фильтр» на выборах губернаторов. Однако законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», внесенный в парламент сенатором А.А. Клишасом и депутатом Госдумы П.В. Крашенинниковым, толкает страну в совершенно другую сторону – к еще большей концентрации власти в Москве, а также к «закручиванию гаек» и свертыванию демократических механизмов.
Остановлюсь на нескольких ключевых особенностях законопроекта:
– Он устраняет из федерального закона любые ограничения на число сроков полномочий глав регионов. В реальных политических условиях, сложившихся во многих регионах, это закладывает основы для несменяемости региональной власти.
– Одновременно законопроект резко увеличивает зависимость главы региона от Москвы. Появляется норма, позволяющая президенту страны отрешать от должности любого главу региона просто «в связи с утратой доверия», вообще без всяких оснований и объяснений. При этом отрешенный губернатор 5 лет не сможет баллотироваться на пост главы региона, причем в любом субъекте РФ.
Одной этой нормой в стране резко подрывается политическая конкуренция. Какой смысл оппозиционной партии биться за победу своего кандидата на выборах главы региона, если после победы он может быть снят с должности в любой момент без всяких причин, да еще и серьезно поражен в политических правах на целых 5 лет?
– Законопроект закрепляет право федеральной исполнительной власти участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора. Если законопроект будет принят в таком виде, то получится, что избранный народом глава региона не сможет самостоятельно, без разрешения чиновников из Москвы, формировать свою команду практически на всех ключевых направлениях работы.
– Пресловутое «укрепление вертикали» касается и законодательной региональной власти. В частности, в настоящий момент региональные парламенты могут направлять отзывы на проект федерального закона в течение 30 дней, а по новому закону должны будут уложиться в 15 дней. Техническая деталь? Ничего подобного. Региональные заксобрания, как правило, проводят свои пленарные заседания раз в месяц. Сокращение срока, в который надо отправить отзыв на федеральный законопроект, может фактически отстранить регионы от федерального законодательного процесса.
– Законопроект устанавливает, что не менее 25% депутатов региональных парламентов должны избираться по партийным спискам (причем города федерального подчинения из под действия этой нормы выводятся). Такая «гарантия» в нынешних условиях выглядит, скорее, как обозначение политической установки: повсеместно прийти к тому, что 75% региональных депутатов должны избираться по одномандатным округам. Давно известно, что выборы в одномандатных округах являются намного более «управляемыми». Таким образом, и здесь закрепляется курс на свертывание демократии.
– Законопроект покушается на такой важнейший институт народовластия, как встречи депутата со своими избирателями. Устанавливается, что «встречи депутата с избирателями проводятся в помещениях, специально отведенных местах, а также на внутри дворовых территориях при условии, что их проведение не повлечет за собой нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создание помех движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры». Раз в законе появляются «специально отведенные места», значит, жди запретов встреч в «неотведенных местах». Фактически, запрещаются встречи на улицах, площадях, пустырях, да в любых местах на открытом воздухе, кроме «внутри дворовых территорий». Да и внутри дворов встречи обставлены таким количеством оговорок, чему нельзя мешать, что у власти появляется возможность пресекать любые неугодные ей встречи депутатов с избирателями.
– И вишенка на торте: вводится механизм ответственности для региональных депутатов в виде «предупреждения» и даже освобождения от должности в региональном парламенте. Эти меры ответственности предлагается ввести за нарушение антикоррупционного законодательства, за несообщение о конфликте интересов, за осуществление деятельности, несовместимой со статусом депутата. Что это? Это готовый механизм расправы с любым активным оппозиционным депутатом регионального парламента. Мы уже наблюдали, как нашим депутатам в регионах предъявляются претензии в связи с тем, что у них слишком популярный блог на ютубе, настолько популярный, что (о, ужас!) он даже может приносить некоторые рекламные доходы. Знаем мы и пример, как нашу женщину-депутата обвинили в том, что она в период развода ночевала с ребенком в квартире матери в хрущевке и не указала этот факт в своей декларации о доходах. Теперь, предъявив подобные претензии, власть сможет просто выбрасывать активных оппозиционных депутатов из региональных парламентов.
Вот такие дела. Да, законодательство о системе власти в Российской Федерации действительно нуждается в упорядочивании. И новый рамочный закон в этой сфере действительно нужен. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы в этом законе протаскивались нормы, разрушающие принципы федерализма и демократические механизмы. Фракция КПРФ в Госдуме проголосовала против законопроекта об общих принципах организации публичной власти в регионах при его принятии в первом чтении. В дальнейшем отношение коммунистов к этому законопроекту будет определяться тем, будут ли приняты наши поправки к нему – поправки, устраняющие эти антидемократические нормы.
Похожие новости
Последние новости
- Победа или… А.Гусев, В.Дандыкин, К.Сивков, В.Фатигаров (21.11.2024)
- Темы дня (21.11.2024) ПОКА РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНУ НЕ ВЫРАСТУТ ХОТЯ БЫ ВДВОЕ, ВСЕ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ БУДУТ ТОЛЬКО УСУГУБЛЯТЬСЯ, СЧИТАЮТ В КПРФ.
- Маркс о радикальности
- Подмосковный кооператор
- Бренды советской эпохи "Филармония"
- Специальный репортаж «Им так можно»
- Г.А.Зюганов об экономической ситуации в РФ (19.11.2024)
- Документальный фильм "История о будущем"
- Стоит заДУМАться (11.18.2024)