Прокурор о правоохранительной системе: Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно

2 августа 2018 19:30
Прокурор о правоохранительной системе: Если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно
Генеральная прокуратура РФ. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Экс-прокурор, работавший в Сибири и Московской области, рассказал, что если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно: «Все будут бороться, даже если есть основания для прекращения»

Бывший прокурор рассказал порталу «Медиазона» о причинах обвинительного уклона судебной и правоохранительных систем в России: в суде выносится около 0,8% оправдательных приговоров в год.

По его словам, если дело возбуждено, то закрывать его уже никому не выгодно. «Все будут бороться, даже если есть основания для прекращения. Система правосудия такова, что если нет состава [преступления], то все равно не надо прекращать дело», — рассказывает бывший прокурор, который сейчас работает в адвокатуре.

«Думаю, это такая политика: вот человека преследовали, может, даже посадили в СИЗО, а потом общественные защитники скажут, что он просто так сидел. И пока есть силы и возможности, все будут работать, чтобы был обвинительный приговор. Потому что оправдание будет значить, что не было прокурорского надзора: спросят, куда вы смотрели, товарищи? Возбуждения ведь проходят через прокуратуру, она же в суде представляет обвинение, — делится бывший сотрудник надзорного ведомства. — Если следователь прекратил дело за отсутствием состава преступления, его же и накажут — столько проверок будет, даже по его линии: почему человека преследовал, почему не сделал нужные выводы в самом начале? На такие вопросы и не ответишь. Принципиально надо найти виноватого. У МВД и СК это будет следователь, у прокуратуры — прокурор из-за отсутствия надзора».

По словам собеседника «Медиазоны», УПК написан так, что привести в соответствующий законодательству вид уголовные дела «невозможно». «Понятно, что они обычно более или менее приведены в порядок, но чтобы полностью — я таких дел не знаю. Вот протокол допроса должен быть: вопрос — ответ, вопрос —ответ, а у нас все допросы идут сплошным текстом, и это плохо», — рассказывает экс-прокурор.

По его словам, в прокуратурах имеет место кумовство. «Думаю, если посмотреть родственные и другие связи прокуроров районов, то все станет понятно. Бывает, в прокуратуре сын генерала карьеру делает, бывает, кто-то по объявлению пришел. В остальном, это еще и вопрос команды, насколько я знаю, если меняется прокурор области, то его люди становятся прокурорами районов, а те, кто был на их местах, уходят в аппарат и теряют реальную власть, занимаются статистикой. Это было бы хорошо на начальном уровне: уйти в аппарат и там карьеру делать. А [уходить туда] с должности прокурора района — уже нет», — делится собеседник издания.

По его мнению, у полиции в настоящий момент уровень профессионализма выше, нежели у СК. «Эти (СКР) вообще наобум дела загоняют, очень много беспредела, на них и жаловаться сложнее — у них меньше статистики, которую им прокуратура может подпортить. Хотя, насколько я знаю, в одной из прокуратур в Московской области был такой конфликт, что даже заместителя прокурора не пускали в комитет, приходилось из областной прокуратуры приезжать и разбираться», — говорит он.

Не последнюю роль в работе прокуроров играет статистика. «Если, например, в прошлом году мы удовлетворили семь жалоб, [в этом году] можно сделать небольшой прирост. Но если [прирост] будет большой — с нас спросят, куда мы смотрели и почему допустили нарушение. И прокурора [района] поднимут на совещании, где все областные прокуроры и начальники отделов собираются и слушают отчеты», — объясняет он.

Категории: Общество

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
06:40
Художественный фильм «Ревизор» (12+)