Итоги расследования химических атак в Сирии раскололи Совбез ООН
Совет Безопасности ООН провел во вторник заседание по ситуации с применением химического оружия в Сирии, обсудив последний доклад совместной комиссии ООН и Организации по запрещению химического оружия, возложившей ответственность за нападение с применением зарина в городе Хан-Шейхун 4 апреля на Дамаск. Состоявшаяся дискуссия показала, что Россия и западные страны в Совбезе придерживаются диаметрально противоположных взглядов на деятельность комиссии, что ставит под вопрос ее существование
Инцидент с применением химического оружия в Хан-Шейхуне произошел 4 апреля, в результате погибли более 80 человек. Миссия Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по установлению фактов (МУФ) 29 июня представила доклад о том, что на месте был использован зарин. После этого Совместный механизм ООН и ОЗХО по расследованию химатак (СМР) приступил к работе над установлением виновных. Доклад по инцидентам в Хан-Шейхуне 4 апреля 2017 года и Умм-Хоше 15-16 сентября 2016 года был представлен Совету Безопасности ООН 26 октября. Эксперты СМР заключили, что в первом случае «Сирийская Арабская Республика несет ответственность за использование зарина», а во втором ИГ несет ответственность за применение сернистого иприта».
24 октября Россия заблокировала в СБ ООН проект резолюции о продлении мандата миссии ООН и ОЗХО по расследованию химатак в Сирии. США в ответ обвинили Россию в подрыве механизма работы ООН-ОЗХО и неуважении к страданиям и гибели людей. МИД РФ заявил, что считает поверхностным и непрофессиональным доклад миссии ООН-ОЗХО.
Срок полномочий Совместного механизма ООН и ОЗХО истекает 17 ноября. 24 октября Россия наложила вето на подготовленную США резолюцию о продлении мандата следственной комиссии до ноября 2018 года, призвав дождаться публикации ее очередного доклада.
2 ноября Россия и США внесли в СБ ООН проекты резолюции о продлении срока полномочий СМР. Взаимоисключающие документы предусматривают продление мандата следственной комиссии на разные сроки: российский — до 16 мая 2018 года, а американский — на 24 месяца с момента принятия резолюции. При этом в тексте США содержится угроза принятия мер по главе VII Устава ООН (допускает введение санкций и применение военной силы).
В свою очередь, российский проект предписывает СМР провести переоценку «сделанных ранее выводов и заключений» ввиду того, что проведенное ими расследование, по мнению Москвы, не соответствовало стандартам. Документ предписывает направление группы следователей на место инцидента в сирийском Хан-Шейхуне «для проведения полномасштабного расследования», а также на авиабазу Шайрат для сбора проб «для проверки утверждений о том, что использованный в Хан-Шейхуне зарин хранился на авиабазе».
Доклад главы СМР
На заседании Совбеза ООН во вторник выступил глава СМР Эдмон Муле, который изложил доказательства, указывающие, по мнению комиссии, на причастность сирийских властей к нападению на Хан-Шейхун. «Проанализировав весь массив полученной информации, можно с уверенностью заявить, что САР несет ответственность за применение зарина в Хан-Шейхуне», — заявил Муле, добавив при этом, что следователям не удалось установить «конкретных лиц», несущих ответственность за нападение.
Одной из ключевых улик против Дамаска, по его словам, стали образцы зарина, обнаруженные на месте атаки. Как утверждал глава СМР, отравляющее вещество по своему составу соответствовало тому, что хранилось на складах химического оружия Сирии. Раскрытые Дамаском арсеналы были уничтожены под контролем ОЗХО более года назад. Вывод же о том, что химическая атака была совершена с воздуха, СМР основывает на изучении снимков воронки от взрыва.
По словам Муле, в течение нескольких месяцев работы комиссия ООН и ОЗХО проанализировала восемь возможных сценариев развития событий в Хан-Шейхуне, и не нашла «никаких подтверждений того, что инцидент был подстроен» с целью переложить вину на руководство САР. Тем самым, он отверг выдвинутую РФ версию о том, что химическая атака 4 апреля была постановкой.
Как сообщил глава СМР, в ходе расследования была использована информация от 12 государств, включая аудиозаписи и видеоматериалы, а также показания свидетелей, проведен химический анализ использованного вещества. Сирийские власти, отметил Муле, оказывали содействие СМР и представили результаты собственного расследования.
Глава СМР указал, что на экспертов миссии оказывали влияние представители стран Совета Безопасности ООН. По его словам, расследование было очень политизировано, «хотя не должно быть».
«В процессе работы нас дергают с одной стороны и с другой, говорят, как делать наше дело. Мол, если вы не сделаете вот так, к вам не будет доверия. Если вы не будете следовать нашим инструкциям, потому что мы — члены пятерки постоянных членов СБ ООН, тогда мы не примем ваши заключения. Я давно всем говорю — наука сама все скажет», — цитирует РИА «Новости» Муле.
Эдмон Муле заявил, что полностью уверен в выводах экспертов по ситуации в Хан-Шейхуне и Умм-Хоше. Так Муле прокомментировал предложение России о проведении нового расследования на месте инцидента. При этом он усомнился, что в нынешней ситуации команда согласится работать на месте.
Муле отметил, что визит в Хан-Шейхун был бы важен для расследования, «если бы мы могли поехать туда раньше, спустя несколько дней после инцидента». При этом, по его словам, уже через несколько дней воронка была заложена цементом. «На дороге активное движение, так что воронка была заложена, и все свидетельства, в общем-то, исчезли», — заявил Муле РИА «Новости».
В ходе работы эксперты СМР не посетили Хан-Шейхун из соображений безопасности. Муле усомнился, что такой визит возможен сегодня. «В любом случае, ситуация в области безопасности в Хан-Шейхуне была и остается очень сложной, каждый день идут бомбардировки и активные операции. Я не думаю, что кто-то из моей команды добровольно бы отправился в Хан-Шейхун», — сказал Муле агентству.
На вопрос о том, уверен ли Муле, что проведенное экспертами расследование было максимально полным, он ответил утвердительно. «Да. В рамках наших возможностей... С тем, что у нас есть, с собранной, проверенной и подтвержденной информацией мы полностью убеждены в выводах по двум случаям», — сказал глава СМР.
Российская критика
Заместитель постоянного представителя РФ при ООН Владимир Сафронков в ходе дискуссии дал крайне низкую оценку проведенному экспертами расследованию, подробно разобрав подготовленный ими доклад.
По его словам, итоги расследования «глубоко разочаровывают», а подготовленный экспертами доклад «весьма посредственного качества». Он подчеркнул, что отчет, вышедший 26 октября, и содержащиеся в нем выводы «не выдерживают никакой критики». Он раскритиковал СМР за нежелание посетить место инцидента и проведение расследования в дистанционном режиме, а также обратил внимание на то, что раздел по Хан-Шейхуну в докладе «изобилует оборотами «возможно», «вероятно», «можно предположить», «скорее всего».
«Уважаемый господин Муле, вы действительно считаете такую терминологию допустимой в докладе по столь серьезному вопросу? Не лучше было бы честно доложить Совету Безопасности, что провести полноценное расследование СМР не в состоянии?», — обратился к нему дипломат.
Сафронков процитировал его же слова о том, что установить виновных внутри правительства Сирии не удалось, но «природа и логистика» атаки указывают на возможную причастность «целого ряда игроков» из разных структур. «Это что, доказательство? А в результате написали, что вину несет Сирийская Арабская Республика — целое государство. Следует извлекать уроки из истории», — сказал дипломат, напомнив о скандальном опыте с иракским химическим и биологическим досье.
Заместитель постпреда РФ при ООН отверг обвинения США и других западных стран в том, что Москва пытается помешать расследованию химических атак в Сирии, предлагая в своем проекте резолюции скорректировать работу следственной комиссии. «Мы не подрываем авторитет СМР, а просто оперируем фактами и аргументами», — подчеркнул Сафронков. По его словам, российская сторона убеждена, что механизм, на который возложена огромная ответственность, «не может продолжать работу в таком ключе».
«Без коренной перестройки он останется слепым орудием для сведения счетов с властями Сирии. Сейчас складывается именно такая репутация. Это недопустимо», — указал дипломат. Он заверил, что Россия при подготовке своего варианта резолюции о продлении срока полномочий СМР стремилась «к повышению его эффективности и усилению в соответствии с высокими стандартами Конвенции о запрещении химического оружия». По его словам, российский текст направлен на исправление «систематических ошибок» в работе комиссии.
В свою очередь, американский постпред Никки Хейли сообщила, что США согласны пойти навстречу России и принять некоторые ее предложения, которые касаются большего внимания СМР к действиям террористов, обеспечения доступа следователей на место совершения химических атак и поддержания «высоких стандартов» доказательств при расследовании инцидентов.
«По этим вопросам мы хотим работать с Россией и найти точки соприкосновения. Все это — пункты, которые есть в предложенном Россией проекте [резолюции]. Мы можем принять их в качестве демонстрации доброй воли и стремления к консенсусу. Мы сказали это нашим русским друзьям, и мы собираемся распространить наш проект сегодня вечером», — сказала дипломат.
В то же время, она подчеркнула, что США не могут принять положения российского проекта резолюции, которые позволят «оградить сирийцев от расследования или признания ответственными за применение химического оружия». Она утверждала, что Москва «продолжает продавливать недопустимые формулировки, которые нацелены лишь на то, чтобы подорвать расследование и расколоть» Совет Безопасности. По ее словам, СМР сделал свою работу и теперь «настал черед» Совета Безопасности, который должен «немедленно продлить» полномочия комиссии и привлечь виновных в химических атаках в Сирии к ответственности.
В поддержку американского проекта резолюции выступили делегации Великобритании, Франции и ряда других стран, в то время как Китай высказался в поддержку предложенного Россией текста, а Египет дал понять, что воздержится при рассмотрении обоих документов. При этом британский зампостпреда Джонатан Аллен перед заседанием заявил журналистам, что российский вариант резолюции «не имеет реальных перспектив на успех». Он назвал инициативу РФ «циничной попыткой» помешать расследованию химических атак в Сирии и частью «кампании по дезинформации».
Постпред Сирии при ООН Башар Джаафари на заседании Совбеза отверг обвинения в адрес своей страны, назвав неубедительными доказательства, приведенные комиссией. По его словам, СМР в своей работе использовал «сфабрикованные улики», а проведенная им работа была «небеспристрастной и непрофессиональной».
«Сирийская Арабская Республика полностью отвергает выводы, содержащиеся в докладе Совместного механизма по расследованию, а также обвинения, которые она выдвинула в связи с трагическим инцидентом в Хан-Шейхуне. Сирия, история которой насчитывает тысячи лет, не станет объектом и жертвой нападок правительств, которые являются пособниками терроризма. Мы продолжим бороться с терроризмом, восстановим нашу страну, кровью и потом воплотим чаяния наших граждан, при поддержке наших друзей, которые уважают международное право и не приемлют нарушения Устава ООН», — подчеркнул дипломат.
Похожие новости
Последние новости
- Победа или… А.Гусев, В.Дандыкин, К.Сивков, В.Фатигаров (21.11.2024)
- Темы дня (21.11.2024) ПОКА РАСХОДЫ НА МЕДИЦИНУ НЕ ВЫРАСТУТ ХОТЯ БЫ ВДВОЕ, ВСЕ СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ БУДУТ ТОЛЬКО УСУГУБЛЯТЬСЯ, СЧИТАЮТ В КПРФ.
- Маркс о государстве
- Подмосковный кооператор
- Бренды советской эпохи "Филармония"
- Специальный репортаж «Им так можно»
- Г.А.Зюганов об экономической ситуации в РФ (19.11.2024)
- Документальный фильм "История о будущем"
- Стоит заДУМАться (11.18.2024)