Экономический рост невозможен без применения плановых методов – экономисты РАН

23 ноября 2016 14:53

Инерционный сценарий, поддерживаемый правительством, на годы оставит Россию на обочине мировой экономики. Чтобы соответствовать заявленному страной внешнеполитическому статусу, необходимо в течение десятилетия добиться экономического роста в 6-7% в год. Сделать это возможно, применяя плановые методы – такой вывод делают авторы статьи «На перепутье: к вопросу о формировании прогноза социально-экономического развития РФ на 2017-2019 годы, опубликованной в последнем выпуске журнала «Вестник Института экономики РАН».

Сотрудники Института экономики РАН Ирина Караваева и Евгений Иванов отмечают, что топливно-сырьевая структура российской экономики не только сделала ее зависимой от западных санкций и цен на углеводороды, но и привела к свертыванию производства в станко- и машиностроении и отсутствию интереса инвесторов к этим отраслям. Поставленная «майскими указами» Президента РФ задача добиться инвестиционной активности в 30% к ВВП полностью провалена. Объем инвестиций в промышленность прекратил рост в 2013 году и с тех пор неуклонно снижается. В 2015 году соотношение инвестиций к ВВП составило лишь 18%.

Третий год подряд продолжается снижение реальных денежных доходов населения и рост доли тех, чей доход не превышает прожиточный минимум (по официальной статистике, в 2015 году – 12% населения России). Если использовать распространенную в мире систему оценки уровня бедности относительно среднего дохода в стране, то доля бедных в России составит более 30% населения.

Другие острые социальные проблемы: рост безработицы (5,6% в 2015 г.) «жилищный голод» (обеспеченность жильем на человека в России в 1,5-3 раза ниже, чем в странах Евросоюза), снижение доступности образования и здравоохранения.

Главной угрозой экономической безопасности России, связанной с денежно-кредитной сферой, авторы статьи считают недофинансированность российской экономики и социальной сферы. Это происходит из-за урезания расходной части бюджета, проводимого правительством ради сдерживания инфляции. Действия Центробанка, ограничивающего выпуск наличных денег и удерживающего высокую процентную ставку, порождают «финансовый голод» в реальном секторе экономики. В 2015 году денежная масса составляла 45% к ВВП, тогда как для обеспечения экономического роста необходимо соотношение в 80-100% к ВВП, отмечают авторы статьи. Также среди негативных тенденций, влияющих на реальный сектор экономики и население, – спекуляции на фондовом и валютных рынках, перекредитованность бизнеса и граждан, отток капитала, банкротство банков, финансовые трудности регионов.

Все эти проблемы необходимо решать, не дожидаясь роста цен на нефть и снятия западных санкций, считают авторы статьи. Они называют три основные цели социально-экономического развития России на ближайшие годы. Первая – уже в следующем десятилетии добиться прорыва в темпах экономического роста – до 6-7% ВВП в год. Вторая – освободиться от «рабской зависимости» от цен на углеводороды, для чего необходим опережающий рост обрабатывающих отраслей, прежде всего машиностроения. Третья – преодолеть отставание в росте уровня жизни населения и комфортности проживания, в первую очередь для молодежи.

Альтернативу инерционному сценарию, на котором основывается правительство, авторы статьи видят в организации решительного экономического прорыва. В стране достаточно материальных ресурсов и кадров, но необходимо избавиться от главного препятствия к экономическому росту – ограниченности финансовых ресурсов, отмечают они.

Целью бюджетного планирования должно быть достижение к 2019 году экономического роста в 4% ВВП. Для гарантированного решения этой задачи необходимо задать следующие нормативные экономические соотношения:

– Опережающие темпы прироста основного капитала. При любых темпах роста ВВП они должны превышать их в два раза;

– Опережение прироста реальных денежных доходов населения над темпами прироста ВВП минимум в 1,8 раза;

– Опережение темпов роста промышленного производства над темпами прироста ВВП на 2%.

– Опережение темпов прироста отраслей машиностроения, прежде всего станкостроения, по отношению к остальной промышленности, как минимум в 1,5-1,8 раза.

Также необходимо сосредоточить усилия на решении жилищной проблемы. Обеспеченность жильем должна достичь к 2019 году 26 кв. м., а к 2025 году – 35 кв. м. на человека.

Соблюдение этих соотношений в 2017-19 гг. позволит российской экономике развиваться в нужном направлении, но потребует значительного бюджетного финансирования. При этом, подчеркивают авторы статьи, правительству следует допустить дефицит бюджета в 5-7% ВВП. Это неизбежно вызовет всплеск инфляции, но позволит преодолеть стагнацию и придаст динамичность российской экономике.

Но для этого сначала необходимо изменить статус и роль прогноза социально-экономического развития. Действующий закон о стратегическом планировании во многом имеет рамочный характер и не включает экономический прогноз и бюджет на трехлетний период. Тем самым, отмечают экономисты РАН, созданы две системы: трехлетний прогноз и бюджет и формально действующие долгосрочные стратегии (такие, например, как «Программа 2020»). Также в обширном законе о стратегическом планировании отсутствуют юридические обоснования терминов «задание» и «государственное задание», нет описания процедур, которые могли бы считаться плановыми. Создание и совершенствование системы государственного стратегического планирования должно быть главным ключевым направлением действий правительства.

Для этого необходимо обеспечить тесную взаимосвязь между долгосрочным и среднесрочным планированием, придать трехлетнему прогнозу статус «плана-прогноза», содержащиеся в нем показатели должны стать управляющим инструментом для всей вертикали управления экономикой, в документы стратегического планирования необходимо в обязательном порядке включать разделы проектного финансирования (четкий график начала строительства производственных объектов, ввода их в действие, достижения проектных мощностей, участие государства на всех этапах инвестирования и строительства с указанием доли участия в этом бизнеса).

При этом все документы стратегического планирования должны быть направлены на достижение национальной, в том числе и экономической, безопасности. Необходимо разработать и утвердить количественные параметры пороговых значений экономической безопасности, представляющие выражение национальных интересов России в области экономики. Эти показатели должны учитываться на всех этапах работы над бюджетом и прогнозом. Все федеральные и региональные министерства должны нести ответственность за постоянный мониторинг уровня экономической безопасности.

По мнению авторов статьи, при рассмотрении бюджета необходимо оперировать не только перечнем программ и выделяемыми под них суммами, но отслеживать каждый этап реализации программы и устанавливать ответственность ее участников. Для этого необходимо разработать ряд законов: закон о заданиях по развитию производств, обеспечивающих импортозамещение, закон об ответственности федеральных министерств и губернаторов за выполнение заданий по развитию экономики, закон о создании центра, обеспечивающего обратную связь между ситуацией на конкретных производствах с государственными решениями, закон о государственной структурной политике, закон о новой индустриализации, закон, утверждающий государственную стратегию экономической безопасности, закон о ресурсосбережении.

Базовым направлением изменения концепции бюджетной политики должна стать задача капитализации доходов, что неизбежно потребует реформы двух основных подоходных налогов – налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. В последнем необходимо заменить плоскую шкалу налогообложения ступенчато-прогрессивной. При этом облагаться налогом должен не доход отдельного физического лица, а доход семьи (домохозяйства), это обеспечит финансовую поддержку семьи. Доход налогоплательщика в пределах прожиточного минимума семьи не должен облагаться подоходным налогом.

Такое реформирование бюджетной и налоговой политики приведет к капитализации доходов и будет способствовать реиндустриализации реального сектора экономики, что, в свою очередь, обеспечит экономический рост в России и повысит экономическую безопасность нашей страны в современной глобальной экономике, делают вывод авторы статьи.

Похожие новости

Последние новости