Перспективы левых сил в Латинской Америке
Журнал РАН «Латинская Америка» публикует в ноябрьском номере статью аргентинского журналиста и политолога из Университета Буэнос-Айреса Хуана Мануэля Карга. В ней в форме коротких тезисов анализируются последние события в регионе на фоне быстро меняющейся международной обстановки. «Красная Линия» знакомит своих читателей с основными положениями статьи аргентинского исследователя.
Приход к власти в 2015 г. в Аргентине Маурисио Макри и в 2016 г. в Бразилии Мишела Темера, в первом случае – по итогам выборов, а во втором – в результате парламентского переворота, существенно изменил соотношение сил в регионе. Помимо развертывания в обеих странах экономической политики по «ортодоксальным» либеральным рецептам, это ведет к параличу интеграционных объединений, что мы наблюдаем на примере Общего рынка стран Южного конуса (Mercosur).
Что же касается предсказаний «конца прогрессивного цикла» в регионе, то, по мнению экспертов, опирающихся на результаты различных опросов, мы наблюдаем не столько конец цикла, сколько открытый спор моделей, в котором правые укрепили свои позиции.
В то же время недавнее подписание соглашения о перемирии в Колумбии и обновление Кубы представляют собой противовес наступлению правых в регионе.
Если выйти за латиноамериканские границы, то мы видим определенное ослабление блока BRICS, выступившего в 2014 г. с дерзкой идеей создания собственного Банка развития, который мог бы стать противовесом Международному валютному фонду и Всемирному банку. Нынешний президент Бразилии Мишел Темер был демонстративно незаметен на последней встрече лидеров государств блока, проходившей одновременно с G-20 в Китае, – в отличие от активного участия его свергнутой предшественницы Дилмы Руссефф во встрече в г. Форталезе (Бразилия) два года назад, когда она принимала саммит и всячески содействовала контактам BRICS с Союзом южноамериканских наций. Это говорит о новой попытке переориентирования Бразилии на глобальном уровне – с реверансом в сторону США и Евросоюза, что сходно с объявленным Макри курсом в Аргентине.
Тем не менее, экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) растут быстрее других в глобальном измерении. Две страны BRICS – Индия и Китай – входят в тройку экономик с наибольшим годовым ростом. Азиатский гигант, согласно как китайским, так и зарубежным прогнозам, будет удерживать бразды глобальной экономики до 2030 года. Все это позволяет оспорить мнение о находящейся под ударом многополярности мира, которое старательно распространяют некоторые СМИ.
Со спадом влияния социал-демократии в ряде стран (Испания, Германия, Франция и др.) и расцветом новых левых во главе с лейбористом Джереми Корбином в Великобритании, испанской партии «Podemos» и немецкой Левой партии, также наблюдается оживление в стане правых, представленных во Франции «Национальным фронтом», немецким движением «Патриотические европейцы против исламизации Запада» и др. Опираясь на лозунг о противостоянии наплыву беженцев, они манипулируют предрассудками, стремясь повернуть ход дискуссии в свою пользу. Кстати, даже Папа Франциск придерживается в отношении мигрантов более левой позиции, чем большинство лидеров ЕС, начиная с канцлера Германии Ангелы Меркель.
В этом году в Париже и других городах Франции состоялись массовые демонстрации против реформы трудового законодательства, предложенной президентом Франсуа Олландом и премьер-министром Мануэлем Вальсом. Недавно пришедшие к власти правые президенты Аргентины и Бразилии также подумают над «реформами», подобными тем, что проводит сегодня теряющая влияние социал-демократия. Сто бразильских предпринимателей предложили Темеру увеличить рабочий день до 12 часов, что уже вызвало мощные протесты профсоюзов страны, особенно Единого рабочего центра.
Там, где в области трудового законодательства принимаются неолиберальные меры, также наблюдаются мощные протесты. Два тому примера: манифестации против частных Управляющих компаний пенсионных фондов в Чили и многотысячные марши, прошедшие в различных европейских столицах против Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) между США и ЕС.
Правые силы, стремящиеся увековечить свою власть, в последнее время активно используют миф об «отсутствии альтернативы». Сначала они говорили о «конце идеологий», потом настал «конец истории». А теперь латиноамериканские правые заявляют, что не существует другой альтернативы, кроме корректировки экономической политики на основе «классической» либеральной теории. (Отметим, что эта идея не нова – вспомнить хотя бы заявления Маргарет Тэтчер). Все это обман, как и подразумеваемая «деидеологизация» авторов этого мифа. Альтернативы существуют, и свидетельство тому – перемены, которые были осуществлены теми, кто пришел на смену неолиберальным правительствам в Латинской Америке за последние полтора десятилетия.
Важнейшей и неотложной задачей для народных лидеров региона является создание собственных средств массовой информации. Наблюдается явная асимметрия в возможностях СМИ региональных правых сил, действующих уже десятилетиями, а в некоторых случаях – и больше века, и СМИ их новых конкурентов, возникшими на волне пост-неолиберального мировоззрения.
Народно-национальным, прогрессивным и левым движениям региона необходимо создать собственные средства массовой информации, которые могли бы оказать противодействие ожесточенной медийной кампании, развязанной против некоторых из левых лидеров. Создание массовых СМИ, работающих на долгосрочную перспективу и способных обеспечить латиноамериканское единство в этой сфере, – вот необходимое условие для борьбы с доминирующим сегодня медийным давлением.
Когда говорят о якобы наблюдающемся кризисе левых правительств в регионе, чаще всего умалчивают о том, в каком положении находятся консервативные правительства. В Мексике растущее недовольство президентом Энрике Пеньей Ньето, тысячи пропавших без вести, в частности, громкое, пока не раскрытое дело о похищении 43 студентов из Айотцинапы, привели к тому, что многие эксперты стали говорить об этой стране как о «несостоявшемся государстве».
В Аргентине экономический шок, спровоцированный администрацией Макри, способствовал объединению профсоюзов против главы государства. И, наконец, как показывают результаты соцопросов, неприятие бразильцами Темера говорит о том, что ему будет непросто обеспечить управляемость страной после импичмента Дилмы Руссефф и принятия таких антинародных экономических мер, как новая трудовая реформа.
Левым силам необходимо новое дыхание, конкретные действия и инициативы. Они должны доказать, что альтернативы существуют, и вернуться во власть там, где ее захватили правые. Для этого надо придать сил своим лидерам, которые могут принять участие в будущих выборах. И наступать там, где за власть пока борются только консервативные силы – как, например, на последних выборах в Колумбии и Перу.Похожие новости
Последние новости
- Вот такое будущее. В.Горский, С.Засорин, Я.Листов, О.Смолин (29.10.2024)
- Темы дня (29.10.2024) КОМСОМОЛУ – 106 ЛЕТ! КОММУНИСТЫ И КОМСОМОЛЬЦЫ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ОСНОВАТЕЛЕЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И ВЛКСМ
- Маркс о государстве
- Подмосковный кооператор
- Бренды советской эпохи "Филармония"
- Специальный репортаж «Сила профсоюзов в правде»
- Г.А.Зюганов о месте России в мире (24.10.2024)
- Документальный фильм "История о будущем"
- Стоит заДУМАться (28.10.2024)